Артур Конан Дойль "Пиратские рассказы". Цикл из 4 приключенческих рассказов о пиратах Карибского моря. читать дальшеТочнее - как разные люди сталкивались с жестоким и хитрым капитаном Шарки, и почти всегда зло в его лице торжествовало. В противовес романтичным историям о пиратах - детально, кроваво, безжалостно... и в поддержку нормальных людей, пытающихся до конца с такими нелюдями бороться. Хорошо. пусть и немного - ну да и достаточно, чего смаковать-то.
Валентин Пикуль "Через тернии - к звездам". Исторические миниатюры. читать дальшеЭтот сборник представляет собой галерею портретов исторических личностей разных сословий России 18-19 веков. Местами совсем незнакомо и интересно (например, про конюха царя Александра I), местами достает язвительность Пикуля с его неприязнью к Николаю I и Ко, местами скучновато от нераскрытости образов, местами же восхищаешься - какие люди были, а еще как всё связано в поколениях и обществе... Слушала в хорошей озвучке Александра Клюквина и Алексея Борзунова.
Валентин Пикуль "Битва железных канцлеров". Исторический роман о внешней политике России и Европы в 1860-70-х гг. читать дальшеЦентральные фигуры - Александр Михайлович Горчаков и Отто фон Бисмарк, от средних лет (начала вхождения в дипломатию),через их дружеское знакомство и до противостояния как канцлеров в 1875 г., когда один не дал другому начать мировую войну. Хоть понятнее стали те годы, какая страна до чего доигралась и почему, и как была из княжеств Пруссией сколочена Германия.
Мне не слишком-то нравится язык Пикуля - неровный, отстраненный, часто едко-пристрастный, а то вдруг пафосный. Но темы, которые брал он, в худлите мало затронуты и выбора особо нет. Про Горчакова написано достаточно неплохо; неожиданно понятнее стал его друг Тютчев - насколько он тогда был важен как поэт и гражданин, а в противовес - как он незаметно жил. Про Бисмарка вот хотелось бы подробнее, но не мемуары и документалистику (это на крайний случай нашла).
И про прусскую армию:
"Все генералы Пруссии имели одинаковый общий уровень грамотных и работоспособных специалистов; в общей массе они и составляли то ценное ядро прусского генералитета, который лучше всего определить словом "плеяда". Все пожилые генералы Пруссии, и даже старики, выглядели свежо и бодро, ни у кого не было отвислых животов, желания "соснуть часочек в тенечке", приказы они отдавали звонко, кратко и точно. Казалось, эти суровые люди в широких пелеринах и сверкающих касках еще с колыбели усвоили железное правило: любое разгильдяйство строго карается! Но зато ни один из прусских генералов не стал бы командовать, если бы его лишили самостоятельности; умение быть самим собой на поле боя - очень ценное качество. И еще заметил Драгомиров, что прусская армия не любит "победителей". Заслугу в победе над противником приписывали не отдельной персоне, а всей армии, что разрушало общепринятый в мире трафарет личного искусства полководца. Все лавры, какие выпадали на долю победителей, пруссаки как бы сваливали в общий котел.Все генералы Пруссии имели одинаковый общий уровень грамотных и работоспособных специалистов; в общей массе они и составляли то ценное ядро прусского генералитета, который лучше всего определить словом "плеяда". Все пожилые генералы Пруссии, и даже старики, выглядели свежо и бодро, ни у кого не было отвислых животов, желания "соснуть часочек в тенечке", приказы они отдавали звонко, кратко и точно. Казалось, эти суровые люди в широких пелеринах и сверкающих касках еще с колыбели усвоили железное правило: любое разгильдяйство строго карается! Но зато ни один из прусских генералов не стал бы командовать, если бы его лишили самостоятельности; умение быть самим собой на поле боя - очень ценное качество. И еще заметил Драгомиров, что прусская армия не любит "победителей". Заслугу в победе над противником приписывали не отдельной персоне, а всей армии, что разрушало общепринятый в мире трафарет личного искусства полководца. Все лавры, какие выпадали на долю победителей, пруссаки как бы сваливали в общий котел.
...
Под Скалицами атташе спросил генерала:
- Как вам удалось проломить эти позиции?
- О, это ведь очень просто! Войска, едва волоча ноги, ходят в атаки до тех пор, пока не возьмут позиции.
- Но вы же, генерал, обескровили войска. Не лучше ли после первых неудачных атак заменить их свежими частями?
- Ни в коем случае! - возразил Штейнмец. - Солдат должен знать, что смены не будет. Смена уставших дала бы дурной пример для армии. В том-то и дело, что прусский солдат воспитан на сознании: отдых приходит с достижением цели...
Драгомирова удивило еще одно прусское правило. Если какой-то генерал терпел поражение, никто не упрекал его в бездарности, на него не падали подозрения в измене. Все коллеги генерала в спокойной деловой обстановке пытались выяснить причины неудачи, а сам виновник поражения нисколько не чувствовал себя удрученным... Для Драгомирова это было ново: "Почему так?" Оказывается, прусская армия прошла чистку еще в мирное время. Каждого офицера изучили вдоль и поперек. Робких, безынициативных и неумелых со
службы выкинули! Зато доверие к оставленным в армии было безоговорочным. Никто не рассуждал об ошибках, никто не злорадствовал, а сообща пытались установить, каковы роковые причины неуспеха. От такого доверия прусские генералы в боях не нервничали, не боялись за свою карьеру, они смело шли на риск и, как инженеры машинами, спокойно управляли войсками.
"
Жан Франсуа Паро, цикл о Николя Ле Флоке (с 5 по 8 - "Убийство в особняке Сен-Флорантен", "Мучная война", "Таинственный труп", "Версальский утопленник"). Исторические детективы, читать дальшекаждый - отдельная история-расследование, предпринятое комиссаром парижской полиции Ле Флоком, он же маркиз де Ранрей, "личный комиссар короля". Фильмов пока по ним не видела, может, поэтому последние книги показались послабее - наглядности меньше или политической запутанности больше?
"Убийство в особняке Сен-Флорантен". Как связаны убийства слуг и внешняя политика Англии... И как Николя обрел уже взрослого сына.
"Мучная война". Разведывательная поездка Николя к австрийскому двору, шпионские игры, мучные бунты и убийство булочника. Расследование убийства дано четко, а вот с остальным так и осталось не всё понятно...
"Таинственный труп". Игры разведок Англии и Франции, проблема исчисления долготы, убийства "на всякий случай" и прочая неразбериха.
"Версальский утопленник". На этот раз преступление меняет направленность на "от крупного - к мелкому": вроде бы государственное дело раскрывает отнюдь не шпионские мотивы маленького человека.
Исторический худлит
Артур Конан Дойль "Пиратские рассказы". Цикл из 4 приключенческих рассказов о пиратах Карибского моря. читать дальше
Валентин Пикуль "Через тернии - к звездам". Исторические миниатюры. читать дальше
Валентин Пикуль "Битва железных канцлеров". Исторический роман о внешней политике России и Европы в 1860-70-х гг. читать дальше
И про прусскую армию:
Жан Франсуа Паро, цикл о Николя Ле Флоке (с 5 по 8 - "Убийство в особняке Сен-Флорантен", "Мучная война", "Таинственный труп", "Версальский утопленник"). Исторические детективы, читать дальше
Валентин Пикуль "Через тернии - к звездам". Исторические миниатюры. читать дальше
Валентин Пикуль "Битва железных канцлеров". Исторический роман о внешней политике России и Европы в 1860-70-х гг. читать дальше
И про прусскую армию:
Жан Франсуа Паро, цикл о Николя Ле Флоке (с 5 по 8 - "Убийство в особняке Сен-Флорантен", "Мучная война", "Таинственный труп", "Версальский утопленник"). Исторические детективы, читать дальше