По жанру МЭ-1 скорее РПГ, а МЭ-2 и МЭ-3 - шутер с тактической паузой, конвертированный с приставки. Приставочное управление на десктопе коряво по определению. Ответственному за геймплей во второй и особенно в третьей части МЭ очень часто хочется сделать больно...
Основные составляющие МЭ - бои, диалоги с развитием кармы Шепарда, развитие персонажей в отряде, кат-сцены, мини-игры (взлом и т.п.), космические путешествия с исследованием звездных систем.
Бои. Линейность и искусственные ограничения нарастали от части к части.
читать дальше МЭ-1 - есть схема помещения или карта местности, а в какую комнату пойдешь раньше или с какой стороны подъедешь к врагам на своем бронетранспортере - сам решай. На радаре отображаются точками свои, враги, интересные места. Оружие беспатронное, но перегревается и требует времени на остывание перед новым использованием. Тяжелое оружие - один из постоянно доступных видов, а т.к. это продвинутое будущее, то все вооружение компактно и элегантно расположено на бойце. Найдя/купив новое оружие, можно сразу взять его в руки и воевать, что логично при получении ствола получше. Персонаж прилипает в бою ко всем близким стенкам, что мешает стрелять.
МЭ-2 - вместо схемы/карты местности в бою есть только радар с точками своих и врагов, с указателем по нажатию кнопки М, в какую сторону бечь дальше; в мирное время по кнопке иногда открывается грубый рисунок станции/"Нормандии" в разрезе - и иногда нет. Вместо неудержимого, неубиваемого в сумасшедших прыжках "Мако" - уебищная недолеталка "Молот", которая слегка парит и подпрыгивает, но тонет, разбивается и не взлетает, с отстойнейшим управлением, по счастью, редко задействованная в миссиях. Оружие теперь нуждается в патронах, причем их носимый запас ограничивается несколькими обоймами; хоть как-то жить можно только с пулеметом. Тяжелое оружие есть, но уже с ограничениями вплоть до одного снаряда на бой. Оружие и броню в бою можно подобрать ("изучить"), но вздеть на себя - только на корабле до боя или в крайне редко встречающемся спецшкафчике. Прилипания к стенкам меньше - кнопкой приказ присесть или встать, отлипнув от укрытия.
МЭ-3 - то же, что в МЭ-2, с доработкой. Радар с указанием направления перевешен на кнопку V, при заданиях типа "найти проход к..." не работает, подчас не притом схем помещения не вернули - полагаться приходиться только на свою память. Картинки с разрезом станции или корабля стали покрупнее, часть коридоров теперь реально разглядеть, но убраны значки находящихся где-то там персонажей - ведь они теперь реалистично гуляют, где хотят. Оружие и броню выбирать (а также модифицировать и апгрейдить!) надо перед выходом на операцию. Тяжелое оружие из списка доступных убрано, иногда валяется на арене боя с мини-боссами, его еще найди вовремя, а хочешь сменить ствол для отстрела мелочи - придется тяжеляк бросить. Ощущение, что перезарядка стала еще медленнее, а обоймы меньше; из хорошего - слабоватый, зато самовосстанавливающий обойму протеанский излучатель. Своего транспорта для миссий теперь нет. Новинка - Шепард теперь умеет не только приседать за укрытие (не без прилипания, правда), но и вставать за него, перебегать между укрытиями, перекатываться, прыгать в длину, залезать на ящики, ускоренно бежать... и всё это - одной и той же клавишей Пробел на усмотрение компа, когда что в сей секунд делать!
Это полный ппц в ряде боев с мини-боссами, которых подпускать в упор нельзя (гейм овер), с ними свита опасной мелочи, притом пространство исключительно тесное и неровное, а Шепард вместо бега по комнате-ловушке начинает прислоняться к перилам и кататься туда-сюда (см. освобождение Арии на Омеге или дочерей Саманты в монастыре).
Система диалогов и кармы - то, что в МЭ совершенствовалось.
читать дальшеВ МЭ-1 - либо очки идут в Героя, либо в Отступника, при развитии обоих путей видишь дополнительные расспросы (слева) за оба, но выбрать можешь только тот вариант, что больше развит - таки обидно. Справа варианты за Героя, Отступника и нейтрала.
В МЭ-2 - очки по результатам диалога идут в оба наполнителя кармы, а не в один; выбрать можно любой из видимых вариантов, появилась возможность иногда прервать разговор действием.
В МЭ-3 - очки кармы теперь скрадываются в единый разноцветный столбик, доступны к выбору все видимые варианты, доступно иногда прерывание действием, больше нет нейтральных ответов-середняков.Кат-сцены (внутриигровое видео). С каждой игрой их всё больше.
читать дальшеВ МЭ-1 - видео есть, умеренно. Есть хорошая русская многоголосая озвучка и крупные субтитиры.
В МЭ-2 - видео в конце каждого задания обязательно, плюс может быть в начале и в процессе выполнения не по разу, но относительно короткие. Русской озвучки нет и не будет, субтитры крупные.
В МЭ-3 - видео в начале, в конце, в процессе миссии, при встречах, при прохождении по коридору, да много где, но т.к. графика явно более продвинутая, то смотреть приятно. Неприятно то, что субтитры мелкие и сделать их крупнее без потерь текста невозможно, сменяются быстро, появляются то сверху, то снизу, а русской озвучки по-прежнему нет и не будет. Минус изобилия кат-сцен - их переход одна в другую без перерыва, минут 15 подряд - легко.Мини-игры - использованы на взломе и разведке ресурсов.
читать дальше В МЭ-1 это была одна на все случаи дешифровка, пройти от края к центру круга сквозь препятствия. Если в отряде не было спеца с нужным и развитым техническим навыком, к дешифровке даже приступить было нельзя. Проваленный взлом - не беда, можно открыть за гель (в который превращаешь ненужные вещи вместо продажи). Разведка планет - подлететь, если можно - приземлиться, дальше чёс на Мако по предположительным местам залежей руд - они появляются на радаре, а по приезду - игра с дешифровкой очередного обломка скалы.
В МЭ-2 игр по взлому стало две - "найди пары одинаковых символов" и "найди такой же кусок кода", их проваливать не рекомендуется, т.к. часть доступны однократно, но в целом они обе попроще дешифровки. Получение большей части минералов (а иногда аномалий-событий) происходит через сканирование неизвестных планет - подлететь, открыть сферу, запустить сканер, выявить пики количества минералов, запустить туда зонды. Забавно.
В МЭ-3 от взлома отказались вовсе, нет его. Разведка теперь дурная - летай корабликом как в Космических рейнджерах по системе между планетами, издавай сканирующий сигнал в поисках неизвестно чего и жди, пока на тебя выскочат Жнецы, вопле этак на втором-третьем. Повезет - обнаружишь кружок с чем-то, лети в него, собирай. Не повезет - ничего не найдешь, или догонят и сожрут, или всё сразу.
Напарники и любовные интересы. Далеко не всех возможных напарников обязательно брать в команду, а для заполучения за кем-то придется и побегать, и поуговаривать, а то и поубивать. Одновременно таскать с собой можно двоих. Кроме того, при желании можно вступить в "романтические отношения".
читать дальше В МЭ-1 их может быть шестеро, из них двое людей (Эшли, Кайден) и четверо инопланетян (Гаррус, Лиара, тали, Рекс), поровну мужчин и женщин. С тремя можно закрутить любовь - в первый черед с Эшли (для мужчин) и Кайденом (для женщин), а если соответствующий вариант погибнет (как я поняла) - то с азари Лиарой (би). У моего Шепарда в итоге личной жизни не сложилось - в живых по решению в бою осталась Эшли, а симпатична была Лиара...
В МЭ-2 возможных напарников 13, из них пятеро людей (Миранда, Джейкоб, Заид, Касуми, Джек) и 8 инопланетян (Гаррус, Грант, Мордин, Тали, Легион, Тейн, Самара, Моринт). Для раскрытия боевого потенциала каждого напарника следует выполнить его миссию на лояльность. Лавстори для мужчин - Миранда, Джек, Тали; для женщин - Джейкоб, Тейн, Гаррус; для всех - интрижка с ассистенткой Келли. Мой Шепард покрутил со всеми и со всеми расстался... Симпатичнее всех тут, пожалуй, Касуми, но она недоступна.
В МЭ-3 напарников может быть 8 (плюс 11 временных на миссию, в основном из МЭ-2
, многое зависит от того, кто выжил в МЭ-1 и МЭ-2. Эшли, Кайден, Гаррус, Лиара, Тали, СУЗИ, Явик, Вега - для раскрытия боевой спецспособности каждого (которую еще и себе получить можно будет) нужно правильно поговорить по душам. Любовные отношения у мужчин возможны с Эшли, Мирандой, Джек, Тали, для геев - с пилотом Кортезом; у женщин - с Гаррусом и лесбиянкой Самантой; би - Лиара, журналистка Диана и внезапно теперь Кайден. Бедные фемШепы - у них с выбором любови совсем плохо, перевелись мужики - остались пидорасы... А Вега не хочет.
Сюжетно, если коротенько.читать дальше МЭ-1. Шепард - боец высшей для человеческого Альянса категории N7, выбран политиками стать первым человеком, принятым в спектры (агенты Специального корпуса тактической разведки, подотчетного только Совету рас Цитадели) (ага, практически инквизитор из WH40k - лучшие ресурсы и почти полная свобода маневра, прям как мы любим). Дан отличный корабль, возможность набрать отряд бойцов, доступ к снаряжению, бывшее начальство с флота Альянса иногда подкидывает задания, а в основном задания находятся сами в процессе выполнения главной задачи - найти и обезвредить спектра Сарена. Тот идет по трупам к своей таинственной цели, завязанной на древние протеанские артефакты, пользуясь военной силой противозаконных синтетиков-гетов и, главное, не слишком-то слушая Совет
Учитывая, что Совет слеп и глух - толку-то его слушаться? Надо действовать по ситуации и своему разумению. В финале имеем знание о скорой Жатве - нашествии неких Жнецов, каждые 50 000 лет уничтожающих развившиеся цивилизации.
МЭ-2. Шепарда с его предостережениями Совет слушать не стал, отправил на побегушки добивать гетов, где он и погиб довольно глупо при атаке таинственным кораблем. Очнувшись через пару лет в лаборатории преступной организации "Цербер", Шепард получает невнятные объяснения, корабль, возможность набрать новый отряд бойцов и периодические ЦУ от нового руководства в лице Призрака. Эта часть "Масс эффекта" весьма способствует развитию паранойи - и от работы на недавнего противника, и из-за непонятных дел таинственной расы Коллекционеров - и "Нормандию" они сбили, и людей они воруют, и за ретранслятор Омега-4 никого не пускают, и базу их штурмовать придется. Короче, вскрываем сеть тех, кто работает на Жнецов (а разве это не "Цербер"?) и надеемся оттянуть вторжение.
МЭ-3. Вторжение Жнецов - на Землю! - началось, удивившийся Альянс выпускает Шепарда из-под полугодичного ареста и дает задание объединить Галактику, собрать военные ресурсы всех рас и победить непобедимых. Приходится шустрить, носиться по галактике, собирать из-под носа у Жнецов всё, что плохо иль хорошо лежит, подслушивать пожелания и исполнять их, принимать судьбоносные для целых рас (кроганы, геты) решения, затыкать собою всевозможных размеров дыры = чистый Чозен Ван в действии. Ну и напоследок принять единоличное решение о судьбе Галактики.


